На очередном собрании молодежного клуба Старо-Покровского храма 12 января 2017 г. ребята обсудили две темы: праздник Рождества Христова и практику частого причащения, связанную с личностью и деятельностью святого праведного Иоанна Кронштадтского. Руководитель клуба иерей Сергий Лысый на примере иконографии праздника рассказал о его историческом и богословском содержании.
Всё в иконе имеет глубокое символическое значение. Пещера, где родился Спаситель, означает наш мир, лишенный благодати Божьей после грехопадения, а также является указанием на будущую смерть и погребение Христа. В центре композиции расположена Богоматерь с Младенцем. Она — ближайший к Богу человек, способный не только слушать и исполнять Его волю, но даже родить Богочеловека. Младенец изображен очень маленьким, а Матерь, напротив, представляет собой самую большую фигуру на иконе. По всей видимости, это отражает пророчество Даниила. Пророк видел, как «камень оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана… и разбил» (Дан. 2, 34). Вот и Рожденный от Девы Младенец лишь кажется слабым и незначительным, на самом деле в Его самоограничении и смирении явлено торжество Божьей правды над человеческой гордостью, и сияет заря грядущей победы над диаволом, грехом и смертью.
Господь после рождения был положен в ясли, кормушку для животных. Безусловно, это тоже является символом. Христос станет духовной пищей для нас, «Хлебом Жизни» — о чем говорит и название города, где Он родился, — Вифлеем (евр. Город хлеба).
Господь пришел в мир и даровал нам спасение через крестную смерть, воскресение, вознесение на небо и приобщение Его жизни в таинстве Тела и Крови. Но как нам найти Христа? Об этом говорят образы пастухов и волхвов на иконе. Они символизируют два пути богопознания. Пастухи — это обретение Бога через чистоту жизни в простоте сердечной, а мудрецы — это познание Бога через внешний мир, его красоту и гармонию, «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20).
В продолжение темы Артём Панфилов сделал доклад о святоотеческом произведении, посвященном празднику Рождества Христова, — Слове святителя Григория Богослова «На Богоявление или на Рождество Спасителя». Это творение легло в основу известного богослужебного канона Космы Маюмского, поющегося на Рождество Христово и в дни предпразднства.
Затем участники встречи обсудили личность и деятельность св. Иоанна Кронштадтского, и практику регулярного («частого») причащения. Светлана Омельченко рассказала ребятам о жизни «всероссийского батюшки», его детстве, годах обучения в семинарии и академии, пастырском служении. Отличительной особенностью служения отца Иоанна было регулярное участие в богослужении и ежедневное приобщение святых Христовых Таин. Именно поэтому кронштадтский пастырь изображается на иконе вместе с евхаристической Чашей. Сам отец Иоанн так отзывался о практике частого причащения:
«Некоторые личности говорят, что будто бы грешно мирянам причащаться часто, что молодым людям будто бы только нужно причащаться раз в год, а только старым – во все посты, что часто причащающиеся с ума сойдут. Какая нелепость! Какое богохульство, кощунство! Какое неразумие! А для чего раздается ежедневно за литургией глас Спасителя, призывающий к причастию: «Приимите, ядите… пиите от нея вси… во оставление грехов…» (Мф. 26, 26–28)? Неужели весь год коснеть во грехах и только раз очищаться покаянием и причастием? Разве не каждый день мы согрешаем, растлеваемся, оскверняемся грехами; разве не каждый день нам нужно очищение, освящение и обновление? Разве каждый день только накоплять грехи и раз только в год очищаться? Лепо ли это? Не часто ли вы моете лицо и тело в бане или лицо каждое утро? Душу ли не омывать постоянно, оскверняемую грехами каждый день?».
В конце встречи ребята почитали выдержки из церковного документа, посвященного практике Причастия, «Об участии верных в Евхаристии» (документ одобрен для практического руководства архипастырей, пастырей и мирян на Архиерейском совещании 2015 года), где, в частности, говорится: «Евхаристия — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя… Сама Церковь есть Тело Христово, а потому Таинство Тела и Крови Христа видимым образом являет мистическую природу Церкви, созидая церковную общину».
По материалам приходской страницы Старо-Покровского храма
( 6 просмотров)