Крещение – это одно из семи Таинств Церкви, духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.
Крещение дарует человеку свободу от тиранства дьявола, который не сможет больше против воли нашей властвовать над нами. Но Крещение не действует автоматически, без нашей веры и покаяния, без соблюдения заповедей семя вечной жизни не взойдёт, а погибнет в нас. Не ведущий духовную жизнь крещёный человек именуется отпавшим.
Подготовка к крещению взрослых, их оглашение
В дореволюционной России в абсолютном большинстве случаев Крещение совершалось над младенцами; теперь же Русская Церковь как в апостольское время столкнулась с необходимостью совершать Таинство вхождения в Церковь над взрослыми людьми.
В советское время совершение Крещения всячески пресекалось, вследствие чего среди желающих креститься на рубеже XXI века оказалось огромное число россиян юношеского, среднего и даже пожилого возраста.
Предварительное обучение перед Крещением именуется на церковно-славянском языке оглашением (катехизацией), что в переводе с греческого означает «устное научение (основам веры)».
Несомненно, что само по себе обращение человека к Богу является тайной неповторимого взаимоотношения между Богом и каждой человеческой личностью. Однако не секрет, что за желанием креститься иногда скрывается целый букет ложных мотивов и стереотипов.
Например, в ряде случаев Крещение воспринимается как магический обряд (когда оно воспринимается как приносящее «пользу» само по себе – без внутреннего перерождения человека) или как знак принадлежности к русскому этносу. В другом случае человек крестится потому, что так захотели его родственники, ради хорошего самочувствия или даже успешного бизнеса. Господь ограждает крещенного человека от различных бед, но это является скорее следствием Крещения, чем его целью. Подобные мотивы показывают не столько любовь ко Христу, сколько поиск легкого способа жизни.
Свт. Кирилл Иерусалимский в «Огласительных поучениях» ясно представляет возрождение человека в крещении в виде жизненного и вместе нравственно-свободного переворота в душе. Человек, приступающий ко Крещению, должен вполне искренно и решительно отбросить свою прежнюю жизнь по стихиям мира и определить себя к добру. Свт. Кирилл ставит под сомнение духовное возрождение желающих принять Крещение лицемерно и без желания изменить свою жизнь согласно новой вере, т.е. тех, для кого принятие Таинства стало лишь проформой.
В своем «Огласительном слове» свт. Григорий Нисский выражает сходную мысль: «Должно, думаю, обратить внимание на то, что после сего оставляют без внимания многие из приступивших к благодати крещения, себя самих вводя в обман и почитаясь только возрожденными, а не действительно таковыми делаясь. Ибо возрождением совершаемое претворение нашей жизни не будет претворением, если останется в том же состоянии, в каком и теперь … Если же баня послужила телу, а душа не свергла с себя страстных нечистот, напротив жизнь по тайнодействии сходна с жизнью до тайнодействия; то хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таковых вода останется водою».
По слову преп. Иоанна Дамаскина «быть крещенным во Христа значит креститься, веруя в Него. Но уверовать во Христа невозможно, не научившись исповеданию Отца, и Сына, и Святаго Духа». Таким образом, подготовка оглашенных обымает собой и научение их основам веры (в основном по Символу веры), и передачу им опыта молитвенного горения, а также обучение их Священному Писанию.
В древности период приготовления к Крещению занимал от одного года до трех лет. Уже в текстах Нового Завета мы встречаем следующую схему: проповедь Евангелия, его принятие и крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Воскресшего Спасителя: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 15-16).
В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и после Крещения, но смысл остается тем же самым: невозможно крестить человека, не просветив его словом Евангелия: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф.28:19,20). В своем толковании на это место свт. Афанасий Великий отмечает, что «Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство».
Таким образом, по мысли святых отцов Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно благодатным залогом дальнейшего следования за Христом. И было бы совсем неправильно понимать Крещение как верный способ записаться в ряды воинов Христовых без реального желания выйти на войну с собственным грехом и искушениями.
Но какие формы оглашения Церковь предлагает нашему современнику? По церковным канонам крещение взрослых без оглашения строго запрещено. Об этом же говорят «Апостольские постановления», 46 канон Лаодикийскаго Собора, 14 канон I Вселенского Собора, и 78 канон VI Вселенского собора.
Поэтому в Ростовской епархии с 2005 г. произошло упорядочение практики оглашения, и распоряжением правящего архиерея установлен период подготовки к Крещению для молодежи и взрослых в один месяц. В это время оглашенным рекомендуют регулярно посещать при храме специальные беседы для готовящихся принять Крещение (один раз в неделю), читать Евангелие и книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. В это время не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные проблемы. Необходимо посвятить его духовно-нравственным размышлениям, сосредоточиться на внутренней жизни.
Подготовка к крещению младенцев
В отношении младенцев Крещение совершается при условии, что родители и восприемники (крёстные родители) обязуются воспитать ребенка в православной вере. Важно отметить, что Православная Церковь, в отличие от всевозможных сект, никогда не ставила «рациональное понимание» условием крещения. Более того, она утверждает, что истинное понимание становится возможным только благодаря Крещению, что это понимание является скорее плодом и следствием Крещения, чем его условием.
Младенцам благодать Божья дается как бы в залог их будущей веры, как семя, которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды, требуются усилия и восприемников, и самого крещаемого по мере его возрастания.
С другой стороны, опыт показывает, что если родители не воцерковлены, если крестные родители не живут церковной жизнью, то очень велика вероятность того, что личность ребенка будет формироваться в полуязыческой атмосфере, без опыта молитвы и вообще жизни во Христе.
На сегодняшнем этапе истории Русской Церкви эта проблема является одной из основных. Статистические данные говорят о том, что в России крещено от 80 до 90% населения. Однако около половины таких крещеных россиян или вовсе не посещает церковь, или делает это крайне редко.
Известный проповедник митр. Антоний Сурожский именует их «христианами на колесах»: в коляске их привозят креститься, в автомобиле – венчаться и на дрогах – хоронить. «Неужели нам надо таких творить?, — недоумевает владыка Антоний. Если человека крестить преждевременно, без подготовки, он потом не растет. Он уже свое получил, зачем ему еще чему-то учиться?».
Учитывая подобную опасность, Православная Церковь стремится ответственно относиться к принятию в свое лоно новых членов, и крестить только принимающих веру Церкви: младенцев по вере родителей и восприемников.
Восприемники крещаемого являются его духовными родителями и на них возлагается забота о духовном развитии воспринятого ими сына или дочери, молиться за него (нее), советом и делом помогать в трудные моменты жизни, научать вере и благочестию, приобщать к Таинствам. Крестные родители должны быть православными, благочестивыми и церковными людьми, чтобы могли правильно влиять на своего восприемника (восприемницу). Поэтому крестным может быть только православный человек, способный дать отчет в своей вере.
Абсолютное большинство современных крестных родителей не ведает, что представляет собой Символ веры (следовательно, не знакомо и с практикой чтения утренних молитв, в текст которых входит Символ веры). Поэтому обязательным является духовное наставление не только взрослых крещаемых, но и крестных родителей младенцев.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТКАЗА В СОВЕРШЕНИИ КРЕЩЕНИЯ
1. Недопустимо совершение Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве.
Человек, желающий принять святое крещение должен пройти оглашение и посетить не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни.
После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением Таинства Крещения священник должен провести с оглашаемым покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви.
2. Необходимыми условиями для совершения Таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние (Деян. 2:38) желающих креститься.
Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры. Крещение является таинством вступления в Церковь и предполагает согласие принявших Крещение с ее верой и учением, а также их дальнейшее участие в церковной жизни.
3. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности.
4. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.
5. Крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников.
6. Родители и восприемники должны подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии.
7. Условием крещения младенца ставится его воспитание в христианской вере и согласно нормам христианской нравственности, что предполагает регулярное участие и родителей, и ребенка, и восприемников в церковных богослужениях и Таинствах.
Изложенная позиция основана на учении Церкви о недопустимости крещения младенцев в семьях, члены которых явно и сознательно пренебрегают церковной традицией и не разделяют христианское учение о браке и семье, что практически исключает возможность христианского воспитания ребенка.
8. Что касается вопроса о возможности крещения младенцев, рожденных «суррогатной матерью»…
Практика «суррогатного материнства» является с христианской точки зрения неприемлемой. Если родители не приносят явного покаяния в содеянном, а восприемники фактически выражают согласие с совершившимся греховным деянием, то о христианском воспитании ребенка речи идти не может. В крещении младенца в таком случае будет отказано.
Ребенок, рожденный при помощи «суррогатного материнства», может быть крещен по желанию воспитывающих его лиц, если таковыми являются либо его «биологические родители», либо «суррогатная мать», только после того, как они осознают, что с христианской точки зрения подобная репродуктивная технология является нравственно предосудительной, и принесут церковное покаяние — вне зависимости от того, осознанно или неосознанно они проигнорировали позицию Церкви.
Только в этом случае Церковь сможет ожидать, что крещеный ребенок будет воспитываться в православной вере и ему будут прививать христианские нравственные представления.
Если же такого осознания не происходит, то решение вопроса о крещении откладывается до времени сознательного личного выбора ребенка. В последнем случае факт «суррогатного рождения» сам по себе не является препятствием для крещения человека, ибо он не несет ответственность за поведение своих родителей.
В случае, когда в Церковь приносят младенца, рожденного «суррогатной матерью», вопрос о его крещении может быть решен только в соответствии с указанием епархиального архиерея.
В смертельной опасности благословляется крещение младенцев вне зависимости от обстоятельств их рождения
9. Необходимо взвешенно подходить к проблеме крещения детей втайне от главы семьи — мусульманина, так как в этом случае высока вероятность того, что ребенок не будет воспитан в православной вере. Весьма желательно, чтобы согласие на крещение давали все родители.
10. Невозможно совершать повторное крещение, хотя бы человек после сего наделал тысячу грехов или даже отвергся от веры. Есть специальный чин крещения человека, когда достоверно неизвестно, было ли совершено Таинство Крещения (например, в случае, когда человек был крещен младенцем и не осталось ни одного свидетеля совершения таинства).
11. Очевидно, что не позволяется совершать таинство крещения над телом скончавшегося человека.
Если человек не готов к Крещению, то оно может быть отложено до времени осознания им подлинного смысла Таинства.
( 2578 просмотров)